Форум » Вопросы взаимоотношений разного характера » Праведный гнев » Ответить

Праведный гнев

Я: Добрый день! В нескольких источниках религиозного толка встречался подобный термин. Сначала просто отодвинул это понятие в тёмный угол своего сознания решив, что это как минимум заблуждение. Сегодня эта тема опять всплыла на поверхность и мысли мои закрутились совсем иначе. Наверное пришло время навести порядок в этой области знаний. Вот и решил сегодня задать вопрос и обсудить его с форумчанами. Что же на самом деле есть "Праведный гнев"? Имеет ли он право на существование в нашем мире или это только красивое прикрытие? Если да, то как его отличать от гнева, являющегося "смертным грехом"?

Ответов - 27

selesta: Всем добрый вечер! По-моему, понятия "праведный" и "гнев" взаимоисключающие. Если праведник - то гневаться не может по определению, если гневается - стало быть грешник... И "праведный гнев" звучит примерно как "честный мошенник", "охотник из гринписа", "вегетарианец мясоед"... можете продолжить сами.... Возможно, "праведным" гнев, может быть в единственном случае, когда человек направляет его против гнева и других пагубных "страстей", захватывающих его самого, и тем самым, сердясь на самого себя за допущенную греховность мыслей, пытается бороться с ними, очиститься от "смертного греха", стать лучше, стать праведным...И то, это должен быть не гнев, а скорее более рациональное чувство - "серчать на себя", понимать, что от разрушающего гнева необходимо избавиться и лучше навсегда.

ирина: Если рассмотреть происхождение слова" праведный " - от др. русск. "правда", то понятие праведный гнев - т.е. справедливый, направленный против зла, несправедливости и т.д., думаю вполне допустимо. А сам по себе Гнев, как один и грехов, тут тоже нужно некое уточнение. Все зависит от того как толковать эти существительные (все -таки мы имеем дело со словами и их переводом). Видимо здесь имеется ввиду крайняя степень этих состояний, когда человек уже становится их рабом. Ведь унывать и печалится тоже иногда приходится, такова жизнь ...Здесь главное вовремя остановиться, чтобы грешником-то уж не стать

selesta: Согласна - возможно, разрушающими (греховными) эмоции становятся, когда человек теряет контроль над ними ... Но здесь другая ловушка - где гарантия, что мы имеем полную информацию о ситуации и точно оценили её (по лекциям - недосуды, пересуды, навешивание "ярлыков") и гнев действительно справедлив? Да и про Закон Высшей Космической Справедливости не стоит забывать. И, может в подобных ситуациях не стоит поддаваться гневу - он ослепляет, а вести себя спокойно и разумно - больше шансов поступить правильно:)


хасан: Мир вашему дому! В какой то мере я согласен с вами, но в реальном мире гнев, будь он праведный или не праведный - это эмоция, это инструмент которым пользуется душа, сознание, тело и.т.д. Все религии мира обходят стороной эмоциональный мир человека. В то же время основную энергию человек получает от эмоции. Задумайтесь - сердце в физическом теле является носителем крови основным реактором тела. В тонком теле это носитель наших эмоций. Даже Иисус христос говорил, что произойдет, если сказать от чистого сердца.

хасан: В основном, цель человеческой эволюции - сделать гнев праведным, тоесть научится контролировать не контролируемое.

serega-air: Праведный гнев - есть оправданный гнев!

Raisa: Доброе утро! Мы знаем, что по земле гуляет не только Правда, но и Кривда, а слово праВЕДный относится к человеку, ведающему, знающему Правду. Считаю, что любой гнев это пустая трата душевных сил и энергии, которая питает только Зло. С уважением, Raisa.

Казаков ВГ: Здравствуйте, все! Есть эмоции благотворно влияющие на человека, и есть влияющие пагубно. Это относится ко всем негативным эмоциям, включая и гнев. Цель человеческой эволюции - сделать себя по образу и подобию Создателя, т.е. совершенным, а значит, научиться контролировать свои негативные эмоции. Гнев - это выход из душевного равновесия со сбросом своего потенциала, выбросом негативной энергетики и подпиткой Зла. Поэтому - в жизни нет оправданного гнева, как и "праведного" гнева. Делать гнев праведным - это делать дерьмо мёдом. У человека есть два важных движетеля в жизни - цели и ценности. Ты выбрал неправильные цели, у тебя изменятся ценности, выбрал неправильные ценности - изменятся цели. Выбранные средства никогда не оправдывают никакие цели. Это справедливо и для гнева. И я выразил это в четверостишье. Когда Добро оружье Зла берёт, Я знаю всё, что будет наперёд. Ведь из дерьма не сделаешь конфету, И заповедь Вы помните все люди эту! А вот мнение другого автора на эту тему. Добро, не отвергая средства Зла, По ним и получает результаты. В Раю, где применяется смола, Архангелы копытны и рогаты!

SB: Полностью согласен с Виктором Георгиевичем. serega-air, всегда найдется оправдание всему и если нет оправдания у кого-то одного, то с удовольствием оправдает кто-то другой. Тогда получается, что такой "праведный" гнев - ищущий поддержки, а его носитель не принадлежит себе. К тому же наверное стоит подумать и о том, что эмоции имеют свойство и накапливаться, и порождать подобные эмоции и входить в привычку. Мир состоит из мелочей. И если кто-то однажды воспользуется гневом в "праведных" целях, есть риск того, что он попросту начнет испытывать его и там где и сам не ждет или не замечает. Тут-то кстати его и оправдают, и проспонсируют и даже наверняка похвалят.

serega-air: SB, я полностью согласен с ВГ и не совсем с Вами. Правда, как мне кажется, всегда одна, а вот истина многогранна! И если гнев, к примеру, касается личных греховных пристрастей или помыслов, то он оправдан. Поскольку мы не боремся с внешним врагом, как мы знаем. Главный враг - мы сами! Вот почему, наверное, а может и не только поэтому, и применяется это выражение. Другое дело, что нам в этом термине не нравится слово "гнев", исходя из его этимологии и семантики.

SB: Согласен, по отношению к себе надо испытывать строгость. Но причем тут "гнев"? Тем более "праведный". Лично мне кажется, что это все религиозный заморок - из разряда крестовых походов. Кстати, для того гнева, который упоминаете Вы, есть слово более близкое - "самолупцевание" :)

serega-air: Возможно! Я не силён в этой терминологии...

хасан: Мир вашему дому! А как же быть с Авраамом, который в гневе разрубил идолов в храме? Моисей гневно ругающий евреев за поклонение корове? Иисус христос гневающийся на поведения Фарисеев? Мухамед алай хис салом, то же гневно отвечал когда неуважительно отзывались о качествах Аллаха.

Pusi7: Полностью согласна с ВГ! Гнев - это всегда негативная эмоция, не смотря на причину или ситуацию. Более того это четкое проявление слабости.

ирина: У меня встречный вопрос возник . Интересно, есть ли среди участников форума человек или несколько, которые вообще никогда не испытывали этой эмоции?

ирина: Р.S. У тибетцев есть поговорка - если в морской раковине появилась гниль и она не звучит, то ее необходимо продуть. Т.е. если морская раковина загрязнилась, дуньте посильнее и устраните грязь. Наверное, бывают ситуации, когда гнев нужно выплеснуть наружу. А в дальнейшем не усиливай и не усугубляй, сокращай силу негативной эмоции, относись к ней с осторожностью и должным вниманием, тогда все будет ОК.

Люда: Добрый день! По мне, появление негативной эмоции нужно пресекать еще в мыслях, до её рождения и выхода наружу ввиде слов и поступков, т.к. сокращать силу негативной эмоции практически невозможно. К этому выводу я пришла общаясь со своими детьми, стараюсь понять ребенка "почему?" он так ведет себя или поступает.

SB: Мне кажется, что когда человек в полной мере осознает, что решению любой его проблемы мешают любые негативные эмоции, он просто перестанет ими пользоваться. (Ребенок конечно же этого может этого и не осознавать. Кроме того, у него, напротив, может сложиться впечатление о том, что, например, если поплакаться лишний раз, то пожалеют и даже что-нибудь подарят) У него сложится привычка переходить к решению проблемы непосредственно при ее появлении, а эмоциональным всплеском будет не досада или гнев, а желание задуматься, любопытство, может даже какое-то изобретательское вдохновение или спортивный интерес. Думаю это хотя и идеально, но все же достижимо. И такой человек, способный адекватно оценивать обстановку (а эмоции как раз мешают этому, придавая реальной картине светлый или темный оттенок) и быстро ориентироваться, просто горы свернет и достигнет в жизни очень многого. Очень хочется самому быть таким и желаю этого всем И кстати в двух словах все выше описанное выглядит так. - Не сбрасывай энергетику. - Используй знания. Где-то мы это уже слышали ;)

SB: Ирина, мне кажется, что тут дело в неправильной трактовке тибетского фольклора На занятиях говорилось, что выплеснуть что-то и не получить назад эквивалент даже теоретически просто нереально. И гнев выплескивать (все равно - на кого или что) не следует, иначе с одной стороны все равно результат Вас не удовлетворит, а сдругой - только вовлечетесь и поучаствуете. И если уж заговорили о поговорках, то я знаю одну, Хасан. - И на старуху бывает порнуха. А идолы все равно ведь следовало уничтожить.

Raisa: Доброе утро! Спасибо всем за интересный разговор на тему праведного гнева. Особенно хочу отметить полный и исчерпывающий ответ Виктора Георгиевича. Несмотря на то, что всё это известно из материалов базового курса школы, положение о целях и ценностях вписала в свою лекционную тетрадь. Я - молодец, интересный и очень актуальный вопрос выдвинул на форум. С уважением, Raisa.

ирина: Развитие мудрости - процесс медленный. Все из чего она состоит необходимо практиковать каждый день, день за днем, год за годом. Я не волшебник, я только учусь. Вот вроде все знаешь, а поступаешь не всегда правильно. Видимо из этого и состоит процесс духовного роста человека. Постепенное совершенствование всегда намного лучше...А здесь нам особенно повезло, когда рядом чуткое руководство Учителя.

Казаков ВГ: Отвечаю на вопрос: как быть с теми, кто проявлял гнев - Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед? Я думаю, что, с теми кто проявлял гнев, с ними не надо даже рядом быть и дискутировать об этом.

хасан: Мир вашему дому! Прошу прощения! Но дискуссия с этими пророками будет только в судный день! Не я писал священные книги и пояснения к ним. Здесь попахивает лукавым и его папашей! Такими ответами у вас останутся всего 12 апостолов с отрицательным зарядом. Не надо оскорблять религиозные чувства, я лиш говорил о фактах в истории. Мне пора домой прощайте!

Keep_Smilin: А с каких это пор апостолы отрицательными стали? =) Вот именно, что ПОПАХИВАЕТ здесь... На букву д, но не добром! Даёшь свинину, иконы, обновление стихии Вода (признанную-таки христианством), положительные свечи, заготовки христианские по мантрации каналов усопших и 12 плюсовых апостолов! А вас прощаем, и зла не держим :) У нас своего хватает Добра. С большой Д.

Казаков ВГ: Приношу свои извинения, если я невольно оскорбил религиозные чувства. Дискуссия шла не о пророках, а о том, что есть праведный гнев, или нет . Вот и всё.

Людмила: Хотелось поговорить - но сказать лучше, чем Диониссий Толстов не смогу, поэтому рекомендую всем прочитать его пояснения в интернете. Если народ не забыл, вопрос был задан в первом посте.

BychkovDV: Вот какое пояснение по обсуждаемому вопросу нашел в книге В.В. Головачева «Укрой меня от замыслов коварных»: «… Как говорил Олег Харитонович, гневаться не стоило ни при каких обстоятельствах. Несмотря на старинный смысл слова «гневный» – огненный, оно несло в себе сакральные смыслы, вложенные предками: «глаголь не ведая», - то есть являло пример неправедного возбуждения, безразборного поведения, поведения не по совести и не по справедливости. Но даже праведный гнев – огнь-свет против тьмы – не давал человеку преимуществ, требуя энергетических затрат и мешая побеждать». Выражение «праведный гнев» чем-то близко к выражению «белая зависть». Показалось наглядным стихотворение Вячеслава Яшкова «Гнев»: Гнев – необузданная слабость, Порыв несдержанности злой, Припадок действий бесноватых, Обильно смоченных слюной. Безумный выпад скороспелый, Ответ звериный злом за зло – Любой агрессии начало, Его быть вовсе не должно. Приливы крови топят разум, Нахлынув мрачною волной, Встают в сознании цунами Непроницаемой стеной В грехах великих гнев виновен, Ловушка ада эта страсть, Для душ воинственных, не зрелых Открыта дьявольская пасть. Гнев всякий доброму противен, Не гармоничен, не красив, Нетерпелив, необъективен Визгливой слабости порыв. Проходит гнев и угрызенье Меняет буйный пыл голов, Терзает душу сожаленье Своих ошибочных шагов. Во время гнева очень сложно Жалеть и доброго желать, Что гнев – орудие не Божье, Могу уверенно сказать. Гнев даже праведный порочен, Напоминает чем – то месть, В нём от неравенства есть что-то И от гордыни что-то есть. Свои понятия земные Готовы всюду навязать, Мы даже Господу посмели Гнев этот самый приписать. Великий разум совершенный Себя как люди не ведёт, Без гнева, мудро и с любовью Всем по заслугам воздаёт. С уважением, Бычков Дмитрий. -



полная версия страницы