Форум » Вопрос к Виктору Георгиевичу » Покров Пресвятой Богородицы » Ответить

Покров Пресвятой Богородицы

Михаил: Здравствуйте! Хочу задать вопрос Виктору Георгиевичу Казакову. На вашем форуме много говорится о том, что древним славянским праздникам намеренно придается христианская окраска и выходит, что их значение для верующих искажается. Сегодня 14 октября в церкви великий праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Вы могли бы сказать, что этот праздник означал в древности? На самом деле? Если убрать его "христианизацию" (позволю себе так выразиться). Заранее буду благодарен за ваш ответ!

Ответов - 11

Лебедь: Присоединяюсь к заданному вопросу. Очень интересно узнать. Может кто из форумчан знает или поделится ссылкой, где можно найти и почитать данную информацию. Заранее благодарна.

Я: Обычная примета наших предков сделанная на основе наблюдений природного явления.

Михаил: Не все так просто приурочить к природным явлениям и списать на народные приметы. Если вы имеете ввиду покров земли снегом, то смею возразить тем, что в других странах к примеру снега вообще нет, а праздник этот есть. И называется он точно также: Покров Пресвятой Богородицы. А согласно вашему ответу становится непонятно - причем тут вообще Богородица?... Существует христианская версия праздника, которую услышал в церкви, когда интересовался этим вопросом. Она гласит о том, что когда Константинополь осаждали сарацины на своих кораблях, то один из дьяконов обратился к Богородице за помощью и долго молился ей до тех пор, пока не увидел на небе лик Богородицы вместе со всей иерархией ангелов и архангелов, подчиненных ей. И тогда она сбросила с себя свой покров (чем голову покрывают) с небес прямо в воду, от чего на море разразилась буря, и все корабли сарацинов были потоплены. Это всего лишь версия церкви, за которой чувствуется, скрывается нечто большее и гораздо интересное, чем просто защита и оберег Отечества. Если есть праздник, и если в церкви он считается великим, то его начало может быть положено еще задолго до существования самого христианства. Так что простой приметой тут мало что объяснишь.


Я: Если праздник берёт начало ещё за долго до зарождения той религии о которой идёт речь, то причём тут Богородица и покрывало?

Михаил: А разве Богородица появилась одновременно с религией? И Бог тоже появился вместе с христианством? Ведь на вашем форуме и сайте много пишется о том, что христианские праздники берут свое начало от наших предков задолго до Христа! Думаю, что иерархия ангелов, архангелов и сама Богородица была и здравствовала также задолго до религии!

admin: Всех приветствую. Данную информацию нашёл в энциклопедии славянской мифологии. Покров Пресвятой Богородицы празднуется примерно с десятого века, именно в этом названии праздника. До этого говорили "Батюшка Покров". В русском народном календаре этот день определён как начало зимы, первое зазимье. "На Покров до обеда осень, а после обеда зима". По погоде этого дня, по тому как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей зимы. На Русском Севере с Покровом крестьяне начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря при этом: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». На юге России только с Покрова начинали топить избы. Праздник Покрова знаменует собой начало зимнего сезона и в скотоводческом календаре. Отмечая переход на зимние корма, крестьяне на Покров «закармливали» скот на зиму. Для этого еще с жатвы приберегали в избе последний сноп необмолоченного овса, на Покров его делили по числу голов скота и давали ему прежде иного корма. К этому времени завершались основные полевые работы, и часть мужской молодежи получала возможность уйти на заработки; с Покровом возобновлялись осенние торги и ярмарки. Покров окончательно ставил точку в летней жизни, переводя всю домашнюю деятельность в избу: «Зазимье пришло — засидки привело», «Пряхи с Покрова по ночам засиживают». С Покрова начинались прерванные на период летних полевых работ свадьбы. Брачные мотивы этого праздника, равно как и брачно-эротическая символика названия Покрова и самого действия (покрывания), нашли отражение в любой магии, практикуемой девушками в этот период. Так, ложась спасть в канун Покрова, девушки обычно просили у Покрова: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком». Христианская символика праздника Покрова была существенно переосмыслена в народной традиции. В сам день Покрова с утра пораньше девушки бежали в церковь поставить свечку: считалось, что та, кто сделает это первой, выйдет замуж раньше других. На Вологодчине и в некоторых других местах девушки, собравшись вместе, за день выпрядали льняную нить и ткали из нее холст, который в Покров несли в церковь для освящения, возлагали его к иконе Покрова и молились о замужестве. Формированию будущих семейных пар немало способствовали посиделки, которые с Покровом становились в русском селе ежевечерними.

Лебедь: Спасибки Вам за информацию. Интересно. Так-то.... А Вы эту "энциклопедии славянской мифологии" из Интернета взяли?

admin: Пожалуйста. Нет, у себя дома. В настоящем, бумажном варианте. Покупал в Москве, несколько лет назад.

Михаил: Спасибо вам за интересную информацию! Вы знаете, у меня возникла такая мысль, что причастность Богородицы к празднику все же должна быть самая непосредственная, раз уж сам праздник именуется в ее честь. Оставим в покое версию христианства про Константинополь, ибо в ней нет ничего страшного: обращение к Богине в момент опасности для защиты своего же Отечества. Я думаю, что если бы россы в момент опасности для Руси обратились бы к своим богам с просьбой защитить Родину от злейших врагов, то вражеские войска могла постигнуть та же участь, что и корабли сарацинов. Все же говоря о Покрове и о Богородице, у меня возникла идея ее причастности, когда я увидел икону под названием "Спорительница хлебов", где она изображена сидящей на облаках с поднятыми руками в благословляющем жесте над хлебным полем, на котором среди цветов и травы стоят снопы ржи. В данном случае ее образ символизирует богиню плодородия, символ помощи людям в земных трудах и даровании урожая. Примечательно то, что день празднования иконе назначен 15 октября! Также известно, что в 1891 году, голодном для всей России, по молитвам к Пресвятой Богородице перед Её иконой «Спорительница хлебов» на Шамординских полях и в Калужских пределах был собран прекрасный урожай! А Покров на Руси широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств как раз в ознаменование окончания полевых работ! И сбора урожая, разумеется. И дата праздника 14 октября. Не совпадение ли? И еще возникла мысль, что Покров - означает не только Покрывало Богини и покрытие земли снегом, но и возможно Её Покровительство. Все же плодородие как ни как - это достаток, благополучие и здоровье в наших семьях. По моему мнению, все же прослеживается видимая взаимосвязь Богородицы и самого праздника. И не только в указанных мною отношениях. Думаю, что такой вопрос достоин глубокого исследования при наличии желания и времени.

Людмила: Богородица исконно считается покровительницей России, потому что она мать и хранит нас как своих детей.

Михаил: Божья Матерь (Богородица), Земля-Матушка, Природа-Матушка, Родина-Мать, родная мама... Получается, что потенциал Богини проходит через все самые важные определения, которыми мы оперируем, не вникая в их суть. Быть может значение слова Покров - это не только "Покрывало", но и "Покровительство"? Тогда сам праздник обретает совершенно иное значение, суть и значимость...



полная версия страницы